Любая классификация условна по определению, но мне лично очень нравится соционическое деление на логиков и этиков – его удобно применять к авторам.

Авторы-логики создают яркие миры с нестандартным сюжетом. В их книгах прекрасно прописаны мельчайшие детали придуманной или действующей Вселенной, герои способны на нестандартные поступки и за развитием событий по-настоящему интересно наблюдать. При этом сами герои картонны донельзя. Это просто средство взаимодействия читателя с выдуманным миром. Если Х берет за руку Y, а потом самоубивается о Z, читатель не испытывает ни тени жалости, ни капли сопереживания. Его интересует одно – что будет дальше.

В книгах этиков ситуация прямо противоположна. Герои оживают прямо с первых страниц, в их шкуру влезаешь сразу и видишь все их глазами, чувствуешь их эмоции. Вот только стоит сделать хотя бы пару шагов в сторону от героев – вокруг лежит плоский картонный мир, старательно раскрашенный карандашами из палитры на шесть цветов.

При этом поймите меня правильно – все вышесказанное относится к хорошим логиками и хорошим этикам. Если автор-логик идиот, то в дополнение к картонным персонажам у него будет еще и неверибельный мир. Если автор-этик идиот, то в картонных декорациях будет расхаживать Мэри-Сью и влюблять в себя стройных голубоглазых вампиров.

Детективщики, как правило, логики. Авторы любовных романов, как правило, этики.

Совсем редко бывают авторы, виртуозно владеющие и умением создавать сложные миры, и умением прописывать персонажей. Я верю, они бывают. Правда, навскидку ни одного не назову. Тут, правда, еще и действует правило «Красота в глазах смотрящего» ))

Собственно, вся эта простыня писалась ради рекомендации. Robert Jackson Bennett “City of Stairs”.

читать дальше