Варнинг. Упоминание смертиОказавшись в Индии, я долгое время не могла поверить в местную архитектуру.
Практически любая улица была готовой иллюстрацией к душещипательной истории о беженцах, разбомбленных городах и цунами. Можно было нащелкать с десяток видов, а потом, после каждой очередной катастрофы, продавать их журналам, выдавая за горячие кадры с места событий.
Вот так, например, выглядят дома на обычной среднестатистической индийской улице:
А на этой фотографии запечатлены обычные индусы, пришедшие в главную городскую мечеть Дели. Они отдыхают в одной из галерей мечети с видом на город.
Так было на самом деле.
Но скажи я, что это беженцы, в одночасье лишившиеся всего, с тоской и ужасом взирающие на руины родных домов... боюсь, мне бы тоже поверили.
Палаточные города в Индии не редкость. В них селится совсем уже беднота. Что ж, такое тут в порядке вещей - если не можешь позволить себе дом, то климат позволит тебе жить на улице.
Тут главное - правильно выбирать улицу. Благо система водостоков применяется выборочно, и в некоторых местах палатки ставить не рекомендуется.
И все это чудесным образом соседствует с древними мечетями, дворцами, обсерваториями и тем же Тадж-Махалом.
Что ж, древность городов еще не дарит жителям автоматического благосостояния. Разве что чувство гордости от того, что ты, как и поколения предков до тебя, разбиваешь свою семейную палатку в столь священном месте.
Но это Индия.
Непал совсем другой.
Не буду бросаться ярлыками вроде "лучше" или "хуже". Там просто другое измерение и совершенно другая жизнь.
Если в Индии я выдвинула теорию, что все дома остаются недостроенными, потому что на середине строительства второго этажа соседи начинают тайком воровать у тебя кирпичи, но в Непале все проще. После того, как завод "Лего" построил свой филиал под Катманду, проблема с жильем была решена раз и навсегда.
Если и осталась какая-то проблема, так это с землей, но непальцы поступили мудро и просто решили сэкономить на кладбищах. В горном королевстве Мустанг в горах Непала после смерти очередного жителя лама изучает список его дел и принимает историческое решение. Хороших людей сжигают и развеивают пепел по ветру, тела плохих разрубают на куски и кидают в пропасть. Все довольны - и люди, экономящие землю, и животные, получающие еду с доставкой на дом.
В Катманду живется еще проще - там есть чудесная полноводная река Брахмапутра.
На ее берегу предприимчивые непальцы и оборудовали крематорий.
Тела сжигают в одном месте...
... после чего бренные останки переносят выше по течению и аккуратно спихивают в воду бамбуковой палкой.
Местные жители относятся к этой процедуре философски. По крайней мере, нет никаких особых почестей для благородных людей и унижений для особо недостойных.
Ну а где есть равенство, там мир и покой.
Дети с визгом прыгают в речку с моста с видом на крематорий.
Взрослые занимаются своими взрослыми делами - женщины стирают в реке белье (кстати, зола - прекрасное моющее средство), мужчины пасут коров.
Ну а садху благословляют всех оптом. Они святые, им положено.